Отпечатки подошв на земле быстро стираются                   

 и исчезают, но остаются следы на дорогах истории...

Этапы развития обуви.

Издавна считается , что покупка пары обуви к новому сезону является наиболее эффективной шоппинг-терапией. Зачастую мы бросаем взгляд только на внешний вид обуви, стремясь выбрать что-то подходящее и качественное к своему наряду. Но редко кто задумывается об истории происхождения обуви. Такое огромное количество моделей и видов обуви непосредственно связано с длительной и интересной историей.

История обуви насчитывает не одно тысячалетие. Существует мнение, что обувь появилась 26-30 тысяч лет назад.

Эта таинственная , до конца не изученная цивилизация оказала влияние на многое, в том числе и на обувь. В Древнем Египте ноги крестьянина или раба во время работы на берегах Нила защищали сначала обмотки, а затем сандалии. Их подошвы делались из волокон пальмы, стеблей папируса или кожи и долгое время оставались плоскими, а в Новом царстве приобрели загнутую форму носка. Два ремешка проходили между первым и вторым пальцами. В помещении обувь вообще не носили. Фараоны и знать надевали обувь в случае крайней необходимости , предпочитая ходить босиком, как бы показывая, что по "реальной земле" они не ступают. ( В гробницу фараону клали золотые сандалии для пользования ими в загробной жизни).

Древняя Греция оставила незгладимый след в истории обуви. Другие народы и культуры, сталкиваясь с этой цивилизацией , неизменно попадали под влияние ее безупречных, совершенных форм и образов.

Каждый раз, когда в европейской культуре возрождался интерес к античности, входили в моду те или иные детали древнегреческого костюма, ставшим поистине самым классическим в истории моды.

Обувь в Греции полагалось носить лишь взрослым. Дети бегали босиком. Основным видом обуви были более или менее открытые сандалии со множеством ремешков. Охотники, путешественники , ремесленники предпочитали сапоги - короткие со шнуровкой или высокие с цельными голенищами, но открытыми пальцами. Женщины имели мягкие сандалии из цветной кожи, простолюдины - простые туфли -простолы.

Обувь являлась одним из объектов щегольства. В период эллинизма вошло в моду украшать подошвы различными надписями, которые отпечатывались в уличной пыли. Например, подошвы модника могли оставлять на дороге слова "следуй за мной".

Древний Рим -совершенные формы одежды, обуви, причесок, представление о величавой и естественной красоте человека.

Цвет и фасон обуви в Древнем Риме были строго социально разграничены. Все могли носить сандалии солеа, как правило в неофицильных случаях. Но лишь свободные граждане имели право и должны были надевать к тоге кальцеи - высокие (до лодыжки) кожные башмаки. Аристократам полагались красные кальцеи с серебряными пряжками и черными ремнями, остальным - из черной кожи и без украшений. Кальцеи императора были пурпурными. Выражение "надеть пурпурный башмачок" означало "занять трон".

Солдаты и путешественники обувались в калига - высокие башмаки из грубой кожи с открытыми пальцами и на толстой подошве, подбитой гвоздями. Император Калигула ("сапожок") получил свое ласковое прозвище в детстве от солдат. Эта обувь сохранилась до позднейших времен: ее надевали пилигримы. Интересный факт - отсюда русское фольклорное название "калики перехожие" .

Актеры - комики порхали на сцене в легчайших тапочках - соцци,  трагики выступали в высоких и помпезных котурнах.

Красота небесная и земная - Византия.

Стремление подчеркнуть красоту стопы проявляло себя в модах Константинополя. Так, на рубеже 4-5 в.в. в среде богатых и молодых щеголей были популярны туго обтягивающие ногу сапоги из тончайшей кожи , расшитые яркими узорами из шелка.

Монументальное великолепие , сплавленное с фантастическим богатством декоративности выражало гармоничность и покой костюма на Руси., соизмеримое с красотой природы.

Наиболее популярной обувью являлись мягкие бескаблучные башмаки - поршни с узкими носами и невысоким подъемом. Похожую форму имели и сапоги. В ходу были лыковые лапти.

В 14-16 в.в. с Востока пришла мода на высокие каблуки как у женщин, так и у мужчин. Материалы - кожа, бархат, отделанные жемчугом.

Бургундская мода играла и "шутила" с новыми формами и идеями. К примеру, длина остроносых башмачков доходила до 80 см.. Для удобства их кончики иногда крепили у щиколотки, колена или у пояса, зачастую их "озвучивали" десятки бубенчиков.

Эпоха "рококо" - эпоха веселья , нового стиля жизни. После похорон Людовика XIV герцог Филипп Орлеанский признес : " Ну, господа! Повеселимся! После нас , хоть потоп!"

Модным провозглашалось все неожиданное , диковинное, странное. На улицу выходили в полубашмаках из черной лаковой кожи на красных каблуках, поверх них надевали деревянные сандалии -"галоши" тоже красного цвета. Танцевали в узких, легких, светлых туфлях с красным или , расписанным миниатюрами, призывно изогнутым, каблуком высотой " в четыре пальца". Красный каблук оставался со времен Людовика XIV знаком принадлежности к дворянскому сословию. А изящность каблуков получила название "голубиная лапа".

XVIII век-век революционный, что не могло не сказаться на дизайне обуви.

Революционные трехцветные кокарды со шляп соскочили и на туфельки -мюли  в качестве розеток.

XIX столетие, в сравнении с прошлыми веками, кажется молниеносным - мода меняется каждые десять лет. Шелковые туфельки, атласные ботинки, цветы и бабочки в виде вышивки бисером сменились на практичную и удобную обувь - ботинки, полуботинки эргономичной формы, которые имели удобные застежки или шнуровку, а также каблучок - рюмочка средней высоты. На пике простая элегантность.

XX век сыграл очень важную роль в истории развития обувной моды: стиль одежды радикально изменился, что сделало обувь доминирующим элементом костюма при создании стильного образа.

Сегодня, согласно ГОСТУ , по своему назначению обувь подразделяют на мужскую, женскую, детскую, подростковую, домашнюю, спортивную и обувь специального назначения.

Список разновидностей обуви достаточно широк :

- ботинки, ботильоны, полуботинки;

- сапоги, полусапоги;

- калоши и галоши;

- туфли: балетки , деленки, лодочки;

- сабо и мюли;

- ботфорты;

- мокасины;

- ковбойские сапоги и казаки;

- зимняя обувь: валенки, угги, унты, апрески;

- летняя обувь: босоножки,сандалии,сандалеты,котурны, эспадрильи;

- въетнамки, сланцы;

- спортивная обувь: кеды, кроссовки, сникеры, конверсы;

- домашняя обувь: тапки, чувяки;

Обувь, как и сама мода, претерпела огромные изменения. История, научные открытия, войны, кризисы и периоды благополучия, события культурной жизни - все это и многое другое оказало влияние на дизайн и породило безграничное многообразие моделей!



Кто придумал "шпильку"?

История возникновения "шпильки" окутана множеством легенд. Сразу несколько знаменитых европейских обувщиков претендуют на почетное звание изобретателя этого каблука. Среди них два француза - Роже Вивьер и Раймоне Массаро, и один итальянец - Сальваторе Феррагамо. 

По одной из версий первым все-таки был Роже Вивьер. Еще в 1953 году для коронации Елизаветы Английской он создал эксклюзивные босоножки на тонких и высоченных по тем временам каблуках, усыпанных рубинами. Модель была настолько необычной, что Одри Хепберн, Джекки Кеннеди и Мария Каллас сразу же обратились к маэстро с просьбой создать и для них нечто подобное. Роже не мог отказать. Не смог он отказать и миллионам простых женщин, быстро смекнувших, что дама на высоких каблуках с волнующей походкой не знает себе равных. В числе именитых клиенток Вивьера были Софи Лорен, Элизабет Тейлор, супруга шаха Ирана Фара и герцогиня Виндзорская. Все они с одинаковым нетерпением ждали появления новых моделей от "короля обуви". И он не подвел их ни разу.

Впрочем, не менее именитые клиентки были и у другого короля дамской обуви - Раймоне Массаро. Именно ему некоторые исследователи моды приписывают создание "шпильки". В мастерской Массаро до сих пор хранятся концертные туфли Марлен Дитрих на высоком каблуке, украшенном стразами. Они были заказаны актрисой в 1960 году, но, если верить Раймоне, он придумал эту модель гораздо раньше. Графиня Бисмарк (супруга правнука Железного Канцлера и большая поклонница таланта Массаро) имела в своем арсенале тысячу (!!!) пар обуви этой марки. А некая экстравагантная американка, сменив по просьбе дочери "шпильки" "от Массаро" на более спокойный каблук, тут же сломала щиколотку.

Гордость Раймоне - туфли на высоченной "шпильке", украшенной жемчугом, бриллиантами и рубинами. В одном из интервью модельер признался, что создал их не для продажи, просто осуществил свою давнюю мечту. Позже мечту Массаро приобрела неизвестная дама за миллион франков.




Verification: 775d834ad9d2bd74